Библиотека

Обеспеченность учебниками - 100 %.

Перечень "100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации", рекомендуемых Министерством образования и науки школьникам к самостоятельному прочтению.

На этой странице:

Краткая справка о библиотеке

Библиотека школы расположена на втором этаже нового здания в специально отведенном помещении общей площадью 103 кв.м. Читальный зал совмещен с абонементом, имеется отдельное книгохранилище для учебного фонда. Основной фонд библиотеки 18827 экз., фонд учебной литературы 12485 экз.
Являясь структурным подразделением школы, библиотека активно участвует в учебно-воспитательном процессе. Цели работы библиотеки соотносятся с целями воспитательной программы школы: формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающему миру, формирование здорового образа жизни.
Основные задачи работы библиотеки: обеспечение обучающимся и педагогам доступа к информации посредством использования фонда библиотеки; сбор, накопление, обработка, систематизация информации и доведения ее до пользователя; оказание помощи в деятельности обучающихся и педагогов в образовательных проектах; проведение внеклассной и массовой работы, ориентированной на развитие общей и читательской культуры личности; совершенствование предоставляемых услуг и формирование комфортной библиотечной среды; комплектование фонда.

Сотрудники библиотеки

Ситникова Нина Григорьевна

  • педагог-библиотекарь
  • педагог-библиотекарь первой квалификационной категории
  • стаж работы - 45 года
  • Почетный работник общего образования Российской Федерации
  • отмечена Благодарностью министерства образования Иркутской области
  • образование высшее, Восточно-Сибирский институт культуры, педагог-библиотекарь
  • тел. 5-04-77
  • E-mail:school85taishet@mail.ru

Рубцова Лариса Александровна

  • библиотекарь
  • образование среднее специальное
  • стаж работы - 30 лет
  • отмечена благодарностью министерства образования  Иркутской области
  • образование средне-специальное, Канский библиотечный техникум, библиотекарь
  • тел. 5-04-77
  • E-mail:school85taishet@mail.ru

Юбилейные даты

Валентину Григорьевичу Распутину – 80 лет.

Имя Валентина Распутина известно читающей публике уже давно. Писатель принадлежит к младшему поколению писателей-деревенщиков. Еще во времена советской власти его книги издавались большими тиражами. Рассказы Распутина включены в школьную программу. Рассмотрим подробнее жизнь и книги этого писателя. 

Ранние годы

 Будущий писатель родился 16 марта 1937 года в небольшой деревне Аталанка Иркутской области. Его родители были крестьянами. В родном селе Валентина Распутина была только начальная школа, поэтому среднюю школу мальчик посещал в Усть-Удинске, районном центре, находившемся в 50 км от Аталанки. В 1947 году, когда Валентину было 10 лет, его отца арестовали и осудили на семь лет. С того времени мать Нина Ивановна воспитывала троих детей сама. 
В 1954 году Распутин окончил школу и поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета имени Жданова. Во время обучения он стал сотрудничать с иркутской газетой «Советская молодёжь». По окончании университета Распутин был принят в её штат. Работая журналистом, Распутин начал пробовать свои силы и в художественной прозе. В 1961 году в альманахе «Ангара» был напечатан его рассказ «Я забыл спросить у Лёшки». 

Первые успехи в литературе 

Первые рассказы Распутина появлялись в литературных изданиях Сибири с интервалом в несколько лет. В то же время писатель активно занимался журналистикой: работал в разных газетах Прибайкалья и на иркутском телевидении. Как корреспондент он объездил всю Иркутскую область и побывал на строительстве крупных промышленных объектов. В 1965 году Распутин отправил один из своих рассказов писателю Владимиру Чивилихину.
Чивилихин, который был старше Валентина Григорьевича всего на девять лет, оценил способности молодого журналиста и помог ему утвердиться в литературе. В 1966 году вышла первая собственная книга Распутина – сборник «Край возле самого неба». В 1974 году была издана его повесть «Живи и помни», которая через три года была отмечена Госпремией СССР. 

Именитый писатель 

В конце 70-х гг. Валентин Распутин стал признанным писателем со всесоюзной известностью. В 80-х гг. его приняли в редколлегию «Роман-газеты», а в 1986 году Распутин стал секретарём правления Союза Писателей СССР. В годы перестройки Валентин Григорьевич также занимался общественной деятельностью. Он был депутатом ВС СССР последнего созыва. Считается, что именно Распутин первым процитировал с трибуны Верховного Совета знаменитые слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». С распадом СССР писатель отошёл от политической деятельности. 

Стиль Распутина

Самые известные произведения Валентина Распутина автобиографичны. Например, вошедший в школьную программу рассказ «Уроки французского» основан на впечатлениях будущего писателя, который ходил в школу за 50 км от дома. Другой знаменитый рассказ, «Прощание с Матёрой», посвящённый переселению деревни из-за строительства водохранилища, перекликается с судьбой родного села писателя, которое тоже было затоплено во время строительства Братской ГЭС. Проза Валентина Распутина реалистична. Для неё характерно проникновение в жизнь простого народа и внимание к вопросам нравственности.

Последние годы 

Валентин Григорьевич не перестаёт писать, хотя его книги, как и книги других писателей, стали выходить гораздо меньшими тиражами. Распутин живёт сразу в двух городах: в Москве он поддерживает литературный журнал «Наш современник» и входит в Совет по культуре при патриархе Кирилле, а в Иркутске проводит ежегодные «Дни русской духовности и культуры» и борется за сохранение уникальной природы Байкала и Прибайкалья.
Умер известный писатель 14.03.2015 года.

 

Семейное чтение

Многие родители в наше время жалуются на то, что их дети не любят читать. А может быть, в этом виноваты не они, не наш современный мир, а мы с вами?
Проблемы детского чтения начинаются, как известно, со взрослых. "Вечно занятым" родителям проще включить ребенку телевизор или компьютер, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим нельзя заниматься "между делом", совмещая с мытьем посуды или просмотром сериала. Парадокс: на телевизор время есть, а на чтение с ребенком - не хватает! Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач 2-3 часа ежедневно! В неделю - это 14-21 час. А потом мы говорим, что нет времени читать детям…И жалуемся, что дети все больше "уходят" в компьютер. Если вдуматься, увлечение виртуальным миром или уход подростка "на улицу" во многом результат именно этого. Так дети ищут компенсацию недостатку общения.
А ведь чтение вместе - это и есть общение. И нужно-то всего минут 20-30 в день. Традиция семейного чтения - очень важная часть в системе семейного воспитания и ценностей. И не надо думать, что она уйдет в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение - это не способ получить информацию. Это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное.
Как правило, под семейным чтением подразумевается общее или только взрослыми для детей чтение вслух. Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребенок, не умеющий читать, приобщается таким образом к книге. Процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития ребенка момент совместного действия, сопереживания.
Кроме того, доказано, что если ребенок рано начинает слышать выразительное чтение, его речь развивается быстрее и становится богаче.
Семейное чтение становится важной частью домашнего уклада, когда оно превращается в ритуал. Например, читают вслух, когда все уже собрались после рабочего дня, после ужина или перед сном. Хорошо, если к этому времени у ребенка закончены все дела (уроки, уборка игрушек). В предвкушении чтения и эти дела, которые часто вызывают проблемы, пройдут легче. Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Не стоит говорить: "Уберешь игрушки - почитаю". Лучше предположить, что они и так будут убраны, но "чем быстрее ты уберешь, тем больше мы успеем прочитать".
Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых, иначе пропадет интерес к чтению. Важно, чтобы в эти моменты вас ничто не отвлекало: ни разговоры по телефону, ни работающий телевизор.
После первых сказок и коротких рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на несколько дней.
Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами. Во-первых, самостоятельное чтение вслух на первых порах является для ребенка нелегкой работой, и он еще долго не будет понимать прочитанное; во-вторых, и в главных, семейное чтение - важнейший момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и нахождение рядом, и сопереживание, и обсуждение.
Закончив чтение, предложите ребенку самому подумать о том, что будет дальше. На следующий день попросите напомнить о том, что было в книжке вчера. Это помогает ребенку лучше вникнуть в текст и развивает его речь и воображение.
Есть семьи, где традиция совместного чтения не прерывается, когда дети уже выросли. Объединение семьи вечером за общей книгой помогает взаимопониманию, что особенно важно, когда дети - подростки. В этом возрасте можно читать и порознь, и не вслух, но одни и те же книги, обязательно обсуждая прочитанное. Такая традиция, во-первых, объединяет детей и родителей, порождая взаимопонимание не только в литературных вопросах, а во-вторых, помогает подростку читать сложные произведения, разбираясь в них вместе с родителями.
Уделяйте своим детям больше внимания, и они ответят вам тем же!

Список книг для семейного чтения (для детей 7-10 лет)
1. Барри Д. Питер Пэн. Повесть-сказка.
2. Гайдар А.П. Чук и Гек. Рассказ.
3. Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. Сказка.
4. Линдгрен А.Три повести о Малыше и Карлсоне. Сказка.
5. Медведев В. Баранкин, будь человеком! Сказочная повесть.
6. Милн А. Винни - Пух и все-все-все. Сказки.
7. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома; Приключения Незнайки и его друзей.
8. Павлович И. Бельчонок Додо. Сказки.
9. Паустовский К. Теплый хлеб. Сказки.
10. Пришвин М. Кладовая солнца. Рассказы.
11. Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая борода. Повесть-сказка.
12. Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных.

Все перечисленные книги имеются в школьной библиотеке. Приглашаем к чтению!

Семейное чтение. Причины и советы

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. И если вы еще не поняли важности данной формы общения с ребенком, то эта информация для вас. Итак, 10 причин для того, чтобы читать с ребенком:

  1. Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
  2. Чтения для детей делает из них читателей в будущем.
  3. Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
  4. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
  5. Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
  6. До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
  7. Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
  8. Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.
  9. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
  10. Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

  • Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочки.
  • Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  • Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если это произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
  • Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь с ним своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения - примерно 40-45 минут.
  • Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  • Совместное чтение - наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг - важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  • Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
  • Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Список литературы, рекомендуемой для прочтения летом.

1 класс

1. Сказки русского народа

2. Русская литература

  1. А.С.Пушкин «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
  3. Л.Н.Толстой «Филипок», «Котенок», «Булька»
  4. Н.Носов «Живая шляпа», «Ступеньки», «Заплатка», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей»
  5. М.М.Зощенко «Елка»
  6. В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»
  7. П.П.Бажов «Серебряное копытце»
  8. М.Пришвин «Еж», «Берестяная трубочка», «Лисичкин хлеб»
  9. В.Бианки «Как муравьишка домой собирался», «Музыкант»
  10.  В. Осеева «Волшебное слово»
  11. В.В. Медведев «Обыкновенный великан»
  12. Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
  13. В. Драгунский «Денискины рассказы»

 3. Зарубежная литература

  1. Г.Х.Андерсен « «Дюймовочка», «Гадкий утенок»
  2. Братья Гримм «Сладкая каша», «Золотой гусь»
  3. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка»
  4. Дж.Родари «Путешествие голубой стрелы»
  5. Т.Янсон «Маленькие тролли и большое наводнение»
  6. А.Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»
  7. А.Милн «Винни Пух и все-все-все»
  8. Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Слоненок»

 4. Стихи

  1. В. Берестов «Путешественники», «Кисточка»
  2. И. Токмакова «В чудной стране», «Плим»
  3. Б.Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа»
  4. С. Михалков «Мой щенок», «Мой секрет», «Сила воли», «Дядя Степа»,
  5. С.Маршак «Кот и лодыри»
  6. К.Чуковский (сказки)
  7. Г.Б.Остер «Вредные советы», «Зарядка для хвоста»

2 класс

1. Легенды и мифы Древней Греции

2. Русские народные сказки

«Волшебное кольцо», «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль»,  «Марья Моревна», «Иван-царевич и серый волк», «Финист – Ясный сокол», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»,  «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

3. Сказки зарубежных писателей

Х. К. Андерсен. «Огниво», «Русалочка», «Дикие лебеди»

4. Классики русской литературы

  1. А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
  2. П. Ершов. «Конек-Горбунок»

5. Современная русская литература

  1. Стихотворения А. Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, Ю. Владимирова, В. Берестова, И. Токмаковой, Р. Сефа, З. Александровой, Г. Сапгира, О. Григорьева
  2. A. Гайдар. «Голубая чашка», «Горячий камень»
  3. Б. Житков. Рассказы о животных
  4. И. Акимушкин. «Природа чудесница»,«Кто без крыльев летает»
  5. Э. Шим, С. Баруздин, Г. Скребицкий. Рассказы
  6. Б. Никольский. Рассказы
  7. B. Драгунский. Рассказы
  8. C. Прокофьева. «Ученик волшебника»
  9. В. Губарев. «Королевство кривых зеркал»
  10. Л. Лагин. «Старик Хоттабыч»
  11. Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова», «Чистый Дор»
  12. Г. Остер. «Бабушка Удава»

6. Современная зарубежная литература

  1. Киплинг. «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок», «Маугли»
  2. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все»
  3. А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон»
 

3 класс

  1. Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утёнок»
  2. Аркадий Петрович Гайдар «Голубая чашка»
  3. Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы»
  4. Булычёв К. серия «Алиса и её друзья»
  5. Волков А. «Волшебник изумрудного города» (с продолжением.)
  6. Губарев В. Повести «Путешествие в утреннюю звезду», «Королевство кривых зеркал»
  7. Лагерлёф С. «Путешествие Нильса с дикими гусями»
  8. Лари Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
  9. Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок и др.»
  10. Милн А. «Винни-Пух и все, все, все»
  11. Медведев В. «Неизвестные приключения Баранкина», «Капитан Соври-голова»
  12. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
  13. Олеша Ю. «Три толстяка»
  14. Осеева В. «Васёк Трубачев и его товарищи»
  15. Пройслер О. «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной»
  16. Родари Д. «Приключения Чиполлино»
  17. Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»
  18. Твен М. «Приключения Тома Сойера»
  19. Ишимова А. История России в рассказах для детей
  20. Житков Б. На льдине
  21. Кассиль Л. Главное войско
  22. Катаев В. Сын полка
  23. М.Зощенко, рассказы
  24. Н.Носов «Незнайка в солнечном городе»
  25. Медведев «Баранкин, будь человеком»
  26.  Е. Шварц. Сказка о потерянном времени
  27. Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей
  28. М. Твен Приключения Тома Сойера

4 класс

  1. И.С. Тургенев. «Муму»
  2. П.П. Бажов. Сказ «Каменный цветок»
  3. В. Крапивин «Чоки-чок или рыцарь прозрачного кота»
  4. А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее»
  5. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»
  6. М. Метерлинк «Синяя птица»
  7. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»
5 класс (для 6 класса) 6 класс (для 7 класса)
1. Мифы Древней Греции.
2. Мифы Древних славян.
3. Библия для детей.
4. А.С.Пушкин "Барышня - крестьянка", "Дубровский".
5. Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь, или Утопленница"
6. Н.С.Лесков "Левша", "Человек на часах".
7. А.П.Чехов "Налим", "Пересолил".
8. М.М.Пришвин "Кладовая солнца".
9. В.Г.Распутин "Уроки французского".
10. В.К.Железняков "Чудак из 6 "б"".
11. А.А.Алексин Рассказы.
12. Кир Булычев "Девочка с Земли".
13. М.Твен "Приключения Геккельбери Финна".
14. Д.Свифт "Путешествие Гулливера".
15. Ж.Верн "Дети капитана Гранта".
16. О.Генри "Вождь краснокожих".
1. В.Богомолов "Иван".
2. А.Грин "Бегущая по волнам".
3. В.Железняков "Чучело".
4. В.Бианки "Одинец", "Аскыр".
5. Г.Троепольский "Белый Бим Черное ухо".
6. А.С.Пушкин "Повести Белкина".
7. А.Дюма "Три мушкетера".
8. Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой".
9. И.Ефремов "Звездные корабли".
10. Ф.Купер "Последний из могикан".
11. Г.Уэллс "Человек-невидимка".
 
7 класс (для 8 класса) 8 класс (для 9 класса)
1. Д. Фонвизин "Недоросль".
2. А.С.Пушкин "Капитанская дочка".
3. М.Е.Салтыков-Щедрин "История одного города".
4. Л.Н.Толстой "После бала".
5. А.Твардовский "Василий Теркин".
6. У.Шекспир "Ромео и Джульетта".
7. Мольер "Мещанин во дворянстве"
8. Д.Свифт "Путешествие Гулливера".
9. В.Скотт "Айвенго".
1. У.Шекспир "Гамлет", "Макбет".
2. Данте "Божественная комедии".
3. Р.Бах "Чайка по имени Джонатан Ливингстон".
4. Мольер "Тартюф".
5. Артур Конан Дойль "Записки о Шерлоке Холмсе".
6. А.С.Грибоедов "Горе от ума".
7. А.С.Пушкин "Евгений Онегин", "Медный всадник", "Борис Годунов", "Моцарт и Сольери", "Каменный гость", "Пир во время чумы", "Цыганы".
8. Сервантес "Дон Кихот".
9. А.Н.Островский "Доходное место".
10. Ф.М.Достоевский "Бедные люди", "Белые ночи".
11. А.П.Чехов "Чайка".
12. М.Шолохов "Судьба человека".
13. Б.Васильев "А зори здесь тихие".
14. В.Гюго "Собор Парижской богоматери".
15. И.С.Тургенев "Ася".
16. В.Шаламов "Колымские рассказы".
17. М.Ю.Лермонтов "Герой нашего Времени", "Маскарад", "Демон".
18. Н.В.Гоголь "Петербургские повести", "Мертвые души", "Ревизор".
19. И.Ильф, Е.Петров "12 стульев", "Золотой теленок".
 
9 класс (для 10 класса) 10 класс (для 11 класса)
  1. А.С.Пушкин. «Медный всадник».
  2. Н.В.Гоголь «Миргород». «Невский проспект». «Портрет».
  3. И.А.Гончаров «Обломов». «Обыкновенная история». «Обрыв».
  4. А.Н.Островский «Гроза».
  5. И.С.Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети».
  6. Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
  7. М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города».
  8. Л.Н.Толстой. «Севостопольские рассказы». «Война и мир».
  9. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».
  10. Н.С.Лесков. «Очарованный странник». «Тупейный художник». «Леди Макбет Мценского уезда».
  11. А.П.Чехов «Человек в футляре». «Ионыч». «Вишневый сад».  «Дом с мезонином». «Студент». «Дама с собачкой». «Случай из практики». «Черный монах».
  1. Н.С.Лесков. «Очарованный странник». «Тупейный художник». «Леди Макбет Мценского уезда».
  2. И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». «Чистый понедельник».
  3. А.И.Куприн. «Поединок». «Олеся». «Гранатовый браслет».
  4. М.Горький. «Старуха Изергиль».  Драма «На дне».
  5. А. Блок. Поэма «Двенадцать».
  6. М.А.Булгаков. «Белая гвардия».  Пьеса «Дни Турбиных». «Мастер и Маргарита».
  7. А.П.Платонов. «Котлован».
  8. Е.Замятин. «Мы».
  9. М.А.Шолохов. «Донские рассказы». «Тихий Дон».
  10. В.Некрасов. «В окопах Сталинграда».
  11. Б. Васильев. «А зори здесь тихие».
  12. К.Воробьев. «Убиты под Москвой».
  13. Б.Пастернак. «Доктор Живаго».
  14. А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». «Архипелаг ГУЛАГ». «В круге первом».
  15. В.Т.Шаламов. «Колымские рассказы».
  16. А. Жигулин. «Черные камни».
  17. В.П.Астафьев. «Царь-рыба». «Прокляты и убиты». «Затеси».
  18. В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой». «Живи и помни». «Последний срок». «В ту же землю». «Дочь Ивана, мать Ивана». «Женский разговор»
  19. Ю.В.Трифонов. «Обмен».
  20. А.В.Вампилов.  «Утиная охота».  «Старший сын». «Прошлым летом в Чулимске».
  21. Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». «Пигмалион».
  22. Э.М.Хемингуэй. «И восходит солнце». «Прощай, оружие!». «Старик и море».
  23. Э.М.Ремарк. «Три товарища».
  24. Г.Г.Маркес. «Полковнику никто не пишет».